02.03.2010

Этапы большого пути. Эпоха МОДЕРН - воспоминание о будущем.

Статьи этой рубрики не разрешается перепечатывать без письменного согласия автора. Охраняется авторским правом


В статье о Поле Пуаро и в статье о матросском воротнике я уже упоминала, что на рубеже 19 и 20 веков возник последний классический стиль - Модерн. Просуществовал он всего примерно десятиление, с 1895 по 1905 г., но был столь богатым и плодовитым на творческие находки во всех сферах жизни, что годы господства этого стиля и некоторый период до и после (1890 - 1914) зовут Эпохой и не просто эпохой, а Прекрасной Эпохой.

  Посвечник, 1897, латунь, чеканка, позолота. Германия

Поэтому, начиная писать о ней, я нахожусь в некотором затруднении: как уложить в общем-то небольшую статью, все эпохальные события того периода, чему дать приоритет и о чем конкретно написать. В интернете есть целые сообщества любителей и ценителей эпохи Модерна, и  материалы, собранные там, составляют не одну страницу.

  Кубок, 1903, серебро, посеребрение, необработанные опалы.Германия


Надо отметить, что период этот называют по разному в разных странах. В России и Англии – Модерн, Тиффани - в США, Ар-нуво во Франции, Югендштиль в Германии, стиль Сецессион в Австрии, стиль Либерти в Италии, Модернизмо в Испании и т.д.

 К концу 19 века научно-технические достижения стремительно меняли жизнь: телефон и телеграф, воздухоплавание и автомобиль меняли ощущение времени и пространства. Общество верило в триумф науки, в возможность построения справедливого общества, основанного на идеях социалистов.

Одновременно  в этот период было сильно увлечение эзотерикой и оккультизмом. Люди имели большой интерес к сферам духовного и верили в победу духа над материей. Они зачаровано смотрели как вперед, ожидая прихода нового века, так  в далекое прошлое.
Все это и было той почвой, на которой расцвел новый стиль.    Ширма
Мечта Модерна – наполнить утонченной гармоничной красотой окружение человека во всех мелочах.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы человека.                                                           Лопатка для торта.Серебро                                                                                                              

Художники стремились проектировать все, начиная от конструкций здания и заканчивая дверными ручками.
Русская школа Модерна: Шехтель, Франц .Дверные ручки.Особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской улице, 1900-1902



Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Модерн очень любит стилизованный, стелющийся орнамент, гибкие линии, асимметрию, плавные «органические» формы.

  Модерн: Часы, чернильница, зеркало


Модерн превращает в орнамент бабочек и павлинов, ирисы и хризантемы, лилии и нарциссы. И все это в руках мастеров становится изысканным произведением искусств, застывшей красотой, пойманной в сети великими художниками.
  Фрафор, текстиль, стекло в стиле Модерн  (все фото кликабельны)

----------------------------------------

Особого разговора заслуживает архитектура того периода. Сложившиеся в стиле модерн формы зданий, окон, дверей, лестниц бесконечно многообразны. Как правило, здание растет  словно изнутри, подобно природным формам.
             
         Дом Мила  (1906-1910) арх. Антонио Гауди (Antonio Gaudi)

Самый выразительный вариант этого стиля в архитектуре принадлежит испанцу Антонио Гауди. На родине его почитают почти как святого.
  Дом Батло (1904-1906)
Антонио Гауди
Его здания, и  правда – нечто совершенно особенное в истории искусства и архитектуры. Вздутые или витые колоны, изразцовые стены, обнаженный кирпич, необычные окна и бесконечно прихотливые металлические детали рождают фантастическое впечатление архитектуры странных снов. Но здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

---------------------------------------------------------------

 Что касается дамской одежды, то период Модерна - это, наверно, последняя в истории костюма попытка создать идеализированный образ женщины:  существа неземного, праздного, изысканного и утонченного.


Хотя образ этот был не единственным в описывваемую эпоху. В моде явно соперничали два стиля: первый - вышеназванный образ светской дамы, а второй -  развивался в русле развивающихся тогда феминистских движений. Феминистки давно уже заявляли о себе: борьба за избирательные права для женщин, право на выбор профессии влекли за собой и борьбу за право на мужской костюм  - своего рода символ равенства полов (феминистки иногда появлялись в обществе в мужском костюме, за что могли быть подвергнуты аресту).

И все же образ Прекрасной Дамы - воплощение мечты и совершенства, все еще был очень силен. Женщина была похожа на прекрасный цветок на тонком стебельке, колышущийся и трепещущий, гибкий и стройный, увенчанный прекрасным бутоном - высокой прической из пышно взбитых волос. .Женская фигура имела далекий от естественных пропорций S - образный силуэт.

Этот последний оплот еще живущего, но уже умирающего как все старинные культы,  культ Прекрасной Дамы эпохи модерн был создан, как ни странно благодаря персонажу из иллюстрированной книжки некого американца Гибсона, а образ, созданный им, так и стал называться  Gibson Girl. Сегодня нам это странно, но в конце 19-го - начале 20-го века художники популярных журналов имели такое же влияние на умы, как кино и телевидение сегодня.

В Европе, естественно, моду диктовали салоны Парижа. Это были сыновья Ворта, а так же Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло и английский портной Редферн.

   Камилла Клиффорд, признанная лучшим воплощением девушки Гибсона             Стремясь его повторить, европейские женщины наматывали на каркас из корсета кружева вверх и вниз, покуда не достигались нужные пропорции. Затем следовали подъюбники, чулки и подушки, чтобы дополнительно подчеркнуть бёдра.
Сам корсет того периода был очень длинным, утягивал  талию
 и всю фигуру для того, чтобы придать ей, считающийся таким пикантным в тот момент,
S-образный силуэт. Талию утягивали тогда до нечеловеческого объема - 42-47см, что иной раз влекло за собой и летальные исходы.
Вот еще один рисунок, показывающий ситему вутренних сооружений женщины и фото светской дамы, на котором хорошо видно модный тогда изгибистый женский силуэт.  Дышать, двигаться и тем более делать какую-либо работу в таких корсетах было очень сложно. Не даром феминистки и другие борцы за права и свободу женщин боролись в первую очередь за освобождение умов именно от влияния корсетов.


И надо сказать, что они не мало преуспели в это время. Женщины все активнее занимались спортом: плаванием, фехтованием, тенисом. Вошел в моду велосипед, после чего появился специальный женский костюм для спорта с юбкой-шароварами, так называемыми блумерсами.
  Женщины в таких костюмах очаровывали художников и первых фотографов, но для обывателя они смотрелись столь же вызывающими как рокеры в коже и заклепках в наши дни. Но реформа костюма была уже неотвратима. Паралельно  с существованием роскошного стиля Прекрасной Дамы шли постоянные попытки изменить  женскую одежду , что повлекло за собой приход так называемого Платья Реформ без корсета, с естественными очертаниями фигуры.
                                                                                    Платья Реформ
Платья Реформ были не всегда удачны с эстетической точки зрения, но они сделали самое главное -  окончательно расшатали старые устои общества.  Поль Пуаре сумел как нельзя лучше почувствовать и передать веянья этого момента времени и выразить его в новых эстетических канонах, чем покорил весь свет. Однако последовавшие вскоре  война и вихри революций окончательно смели с подмостков истории не только Прекрасную Даму Модерна,  но и тот образ, который создал Пуаре.


-------------------------------------------------------------------------------
Что касается меня лично, то эпоха Модерна для меня  - это прежде всего работы австрийского художника Густава Климта и других художников того времени. Я ничего не знала о таком, до тех пор пока не приехала в Германию, да и модерном никогда раньше специально не интересовалась.

Но живя в Европе, не возможно пройти мимо этого. Память о великолепной эпохе живет и множится в сердцах благодарных потомков бесконечными репродукциями их работ, которые встречают тебя повсюду, ибо нанесены на все мыслимые и немыслимые поверхности. Дамы Модерна - прекрасные цветы той эпохи - смотрят на тебя с календарей, футболок, чашек, тарелок, сумок и прочего, увеличенные миллионными тиражами.

Когда  я впервые увидела работы Климта, не могла поверить, что созданы они сто лет назад - столь современными, свежими и дерзкими они мне показались.
 
Портрет Адель Блох-Бауер I, 1907
  и его сегодняшние многочисленные репродукции


    У Климта совершенно своя,специфическая манера рисовать. Для меня это, пожалуй, единственный случай, когда я  полностью очарована работами, выпоненными не в прямой классической манере.  Он рисовал подлинные портреты людей - своих современниц, при этом мир, созданный на портрете совершенно сказочный,  сотканный из света, живой природы, воздуха и воды. На платьях  часто плывут рыбы, журчит вода, светит солце, но все это так органично, нет ни малейшего желания поспорить с этим или говорить, что это "неправда".

Самая
известная работа Климта  Поцелуй  растиражирована в Европе немыслимыми тиражами.
      Три возраста женщины, как впрочем, и многие его другие работы - философское размышление о смысле жизни, о быстротечности времени,  о преходящести красоты телесной, о предназначении женщины - является одной из моих самых любимых работ автора и ее маленький фрагмент (напечатанный, кстати, на кирпиче сто летней давности) все время стоит на моем столе.
                                                                                                                     
----------------------------------------------------------------------------

 Короткий период на рубеже двух веков, который был сто лет назад, время, когда  писатели провозглашали лозунги: "Красота спасет мир"  -  прекрасный гимн всему лучшему, что есть в человеке, его вечные светлые надежды  на хорошее,  его  творческий взгяд сквозь толщу времени и пространства в обе стороны. Поэтому как нельзя лучше можно характеризовать этот период как воспоминание о будущем.      



ВСЕ для строительства ЛЭП: КТП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Вы можете купить печатные издания:

Сделайте своему ребенку необыкновенный подарок! - Цена снижена, посмотрите!