В течение нескольких лет в 90-х теперь уже ушедшего столетия я была хозяйкой и руководителем собственного ателье, дизайн-студии "Ирина" в столице Азербаджана - г.Баку. Сегодня я хочу вернуться в то время и немного рассказать о нем.
Так выглядело ателье, расположенное на одной из старых бакинских улиц, недалеко от центра
Время, как вы наверно, помните, было тогда не простое, если не сказать большего. Время жизни, однако, всегда и для всех, наверно, не бывает простым: то война, то разруха, то голод, то коллективизация, то перестройка.
Так было и на этот раз. Прекрасно помню до сих пор, как во время путча ГКЧП (помните такое?), когда М.Горбачев был пленен где-то на южной своей даче, а по телевизору нервные дикторы передавали какие-то распоряжения никому непонятного временного правительства (ух ты как!), я сидела дома с недавно рожденной дочкой и беспрестанно думала: " только бы не отменили право на возможность предпринимательской деятельности, только бы не отменили этого..."
Этого права, слава богу, не отменили, Горбачева вскоре вернули на место, но прошло еще совсем немного времени и вся огромная страна рухнула в тарары.
Право на свободное предпринимательство я считала и считаю настоящим достижением перестройки, но. к сожалению, может быть единственным. Все остальное же было - планомерным разрушением далеко не идеального, но могучего агрегата. каким было наше государство. Разрушено в последующие годы было не только плохое. что было в нем. но. к сожадению, и многое-многое хорошее. Например, настоящим завоеванием Советского Союза была дружба народов!
Новая общность - советский народ, о которой провозглашали школьные учебники, была, и сегодня, сравнив с тем, что происходит на западе, я могу с уверенностью подтвердить, сущей действительностью. И хотя полностью национальные вопросы не были решены в Советском Союзе, потому что решить их при таком общем состоянии ума человечества просто не возможно, сделано для этого было очень-очень многое. В пресловутом обществе развитого капитализма, на родине демократии этот вопрос не решен и никогда не решался.
Но нам не выбирать. Это просто время жизни... время нашей жизни. Мы всегда приходим в середине сеанса и уходим в середине сеанса, а кино продолжает и продолжает крутится.
Прошло еще несколько лет, пока я смогла на несколько лет, вплоть до отъезда в Германию, стать самым настоящим предпринимателем, испрытав при этом все радости и горести этого непростого, но удивительно заманчивого приключения ходить собственной дорогой, думать собственной головой, принимать собственные решения и нести за них собственную ответственность; быть руководителем, наставником, воспитателем, другом, коллегой, ну и конечно, дизайнером, модельером, закройщиком, портным и даже бухгалтером, и все это в одном флаконе.
После развала Союза, когда многие были растеряны, когда некоторым бывало нечего иной раз и поесть, когда квалифицированные специалисты продавали колготки и шампуни в переходах метро, когда погибали знакомые и незнакомые люди на карабахской войне, да мало ли еще что было тогда, мое любимое шитье выручало не только меня лично, но и давало рабочие места еще по крайне мере нескольким людям.
Мой портрет тех лет. Костюм работы нашего ателье
Как я была благодарна тогда: первое - сама себе за выбранный когда-то путь, а второе - нашим очаровательным южным женщинам, многие из которые имели возможность оставаться верными себе, и имели желание и готовность хорошо выглядеть и быть одетыми, не смотря на все перепитии жизненного переустройства. Я никогда не работала конкретно на элиту, хотя кто-то и из нее приходил к нам в ателье. Основу клиентского состава составляля средне-статистическая бакинская женщина. Некоторые из них, иной раз откладывали деньги, собирая понемногу, но приходили обязательно заказать себе костюм по меркам.
Буйность южных красок, темперамент восточной страны и совершенно своеобразная жизнь, которая всегда отличала славный город Баку в ряду наших многонациональных Союзных столиц - навсегда впечатались мне в память.
Общая фотография коллектива ателье. Мы только что одолели грандиозное свадебное платье.
Годы, проведенные в собственном ателье, я вспоминаю, как нечно совершенно особенное в своей жизни: маленький, дружный коллектив, не менявшийся в основе своей за некоторым исключением почти все время своего существования, атмосфера раскованности, дружбы и работа, работа, работа. Я просто упивалась ею.
Именно в эти годы окончательно сформировалось мое понимание фигур и возможности конструирования на них. Клиентки были так требовательны, а мне так хотелось сделать для них лучшее из возможного, что я снова и снова перебирала способы кроя и возможности описывать любую из существующих фигур. Так постепенно раз за разом, все обрывочные и когда-то хаотичные данные, стали выстраиваться в стройную систему. Основные наброски, которые сегодня ложатся в основы выпускаемых мною методичек по конструированию, были сделаны уже в те годы.
Мы постоянно экспериментировали и с моделями. Мне так хотелось научиться моделировать абсолютно любой фасон, любое платье, любую идею - и это стало постепенно открываться.
Технологию я уже очень хорошо знала и с институтских времен, но тут, когда надо было постоянно поднимать уровень работниц ателье и я научила технологии очень многих из приходящих, технологические операции так засели в мою голову, что было именно как сказано: ночью разбуди - расскажу тут же на пальцах где, как какой карман обработать или еще какую операцию сделать. Именно благодаря этому выработалась моя способность объяснять и доводить знания до других, которая сегодня через рассылку перешла на огромную интернет-территорию любителей шитья. Многие уже не раз написали мне, что доходчивей объяснений нигде не видели.
Есть одна особенность работы в авторском ателье: все выходящие вещи, должны иметь как бы общее лицо, общий стиль, должны казаться выходящими из под одной руки. Поэтому общая отработка технологических приемов очень важна в подобных ателье. Каждый мастер не может и не должен здесь шить, как ему бог на душу положит, ведь в швейной технологии есть всегда несколько путей одновременно. Поэтому на каждый случай были выработаны стандартные подходы.
Но конечно людей нельзя унифицировать, да и не нужно этого делать. Каждая работница была мастером своего узкого профиля, кому-то больше поручались легкие вещи, кому-то верхние, тяжелые. У каждого была своя специфика, свое лицо, свой характер.
Девочки, прошедшую школу нашего ателье, после моего отъезда смогли пойти своими путями, не потеряться, встать на ноги, быть настоящими мастерами своего дела, которые никогла не останутся без работы, ведь хороших специалистов в любом деле всегда мало. Наше швейное дело - не простое. Требует большой любви, усидчивости, терпения. На него надо очень много времени, не всегда при этом хорошо оплачивается, что обидно, но мастер своего дела все равно, по крайне мере, голодным в жизни не останется. Дизайн студия "Ирина", выстоявшая лихие девяностые - тому пример.
Об ателье в те годы было немало заметок в местной прессе: хвалили, иногда ругали, констатировали существование, но, главное, не оставались равнодушными к маленькому красному зданию с белыми окнами.
И в заключение фотографии работ тех лет.
Все они были разработаны мною в качестве экспериментальных образцов нашей работы. В качестве моделей выступали работницы ателье.
------------------------------------------------
Вот так много удалось написать, а когда я начинала, то думала, есть ли что сказать о временах тех давних? Ведь все это уже предания старины глубокой, а жизнь продолжается дальше!
Узнайте сейчас: Как жить, чтобы шить, а не шить, чтобы жить!
.
Нужна куртка для беременных срочно куплю
Комментариев нет:
Отправить комментарий